Руководитель: Мячев
Анатолий Анатольевич
учитель информатики, МУК-21 «Коньково»",
г. Москва, 2007
Цель: вы научитесь вычислять значения, зависящие от вариативных условий, с естественной записью формул.
Выполнение вариативного задания. Составим таблицу для решения вариативного квадратного уравнения.
Оформление
уравнения.
Откройте новый документ и запишите в объединенные ячейки
А1:E1
заголовок
“Решение вариативного квадратного уравнения”.
Запишем уравнение. Запишите в ячейки А3:A5 данные: ваши Фамилию (Ф), Имя (И), Отчество (О), а в ячейки B3:B5 — приведенные ниже формулы (с использованием автозаполнения), которые подсчитывают число символов в строке текста.
A3 =Мячев B3 =ДЛСТР(A3)
A4 =Анатолий B4 =ДЛСТР(A4)
A5 =Анатольевич B5 =-ДЛСТР(A5) (- минус для получения положительного дискриминанта).
Запишите в ячейки C3:C5 соответственно: x^2+, x+, с.
Залейте ячейки B3, B4, B5 светлым цветом – в них будут записываться коэффициенты уравнения: a, b, с (в качестве коэффициентов уравнения используйте буквы: a, b – латиницы, с - кириллицы).
Задание имен ячейкам, содержащим коэффициенты: B3 именуйте “a”; B4 – “b”; B5 – “с”.
Для наглядности в ячейках столбца D запишите присвоенные соответствующим ячейкам имена.
Найдем дискриминант:
§ в ячейку А6 запишите Дискриминант, в ячейку B6 – D=;
§ в ячейку А7 запишите Формула, в ячейку В7 введите формулу вычисления дискриминанта: =b^2-4*a*c;
§ задайте ячейке В7 имя D.
Найдем корни
уравнения:
в ячейку
А8
запишите Корень 1, х1=;
А9 —
Корень 2, х2=;
в ячейку В8
введите формулу: =(-b+КОРЕНЬ(D))/(2*a),
B9
— =(-b-КОРЕНЬ(D))/(2*a)
(растяните формулу
ячейки
В8
вниз и исправьте ее (в
строке формул замените +КОРЕНЬ
на
-КОРЕНЬ).
Корни уравнения находим с точностью до двух знаков после запятой.
Программа решения вариативного квадратного уравнения приведена ниже.
Замечание: Для составления формул дискриминанта и корней квадратного уравнения можно использовать «Мастер функций».
Рассмотренная методика применима для решения ряда вариативных оптимизационных задач, использующих формулы квадратных уравнений, а также для решения обычных задач различного типа (математических, физических, электротехнических и др.), использующих общепринятые обозначения величин.
Например, 1) нахождение оптимального объема прямоугольного
короба, сделанного из листа железа размером
W*L
(где
W,
L
—ширина и длина листа в дм, равные соответственно числу символов в фамилии и
имени учащегося),
или 2) нахождение
оптимального алгоритма определения этажа здания и других зависящих от
алгоритма величин
(с вариативным значением его высоты H, например
H=Ф+И+О), с которого при бросании точно разобьются
два стеклянных шарика (www.mypcuk.narod.ru,
иллюстрированные задачи – уровень 2).