Проектно-исследовательская работа

«Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК»

 Автор: Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., почетный работник ОО РФ

ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО г. Москвы

Web-сайт:  www.mypcuk.narod.ru

E-mail: mypcuk@rambler.ru


Содержание: Введение Методический паспорт проекта Описание проекта Заключение

 Введение
Данный проект «Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК» — клуб РС-любителей МУК  — (далее МУРСИК) имеет особое значение в формировании цифровой компетентности, логико-математического и общего мышления учащихся современного информационного общества, главным образом для учащихся 7-11 классов.
Использование  развиваемого занимательно-образовательного портала клуба обеспечивает повышение общеучебных умений при решении различного вида интеллектуальных игр, развивающих вербальных задач и числовых ребусов; формирование начальных представлений о теории, истории и практики создания компьютеров; развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Их перенос в нестандартные математические, логические и лингвистические ситуации развивает также исследовательские умения при формировании общего и креативного мышления учащихся.

Методический паспорт проекта

1.  Название проекта

«Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК»

2.  ФИО разработчиков - руководителей проекта

Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., почетный работник ОО РФ

Название образовательного учреждения

ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО

3.  Год разработки учебного проекта

2006-2007 учебный год

4.  Опыт использования

В Опорной школе МУК-21 «Коньково» и ряде школ (№№ 20, 46, 49, 103, 113, 126, 156,  170, 176, 584, 765, 780, 791, 793, 865, 1101, 1110, 1694) – обучаются более 3000 учащихся по информатике и ИКТ.

 5.  Проблемная ситуация

В век информационных технологий все большее значение приобретает владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для ориентирования в области информатики, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет. При этом не существует действующих занимательно-образовательных Интернет-порталов, объединяющих в себе интеллектуальные инновационные задания по логике, математике и информатике, которые могут использоваться для регулярного обучения (в том числе в очной и дистанционной форме) учащихся 7-11 классов, а также организации ряда сопутствующих ДРИМ конкурсов и викторин.

6.  Проблема проекта

Создание инновационного функционально продуктивного портала  и целенаправленное и системное использование в занимательной форме его информационных ресурсов в процессе штатного обучения и во внешкольной работе с учащимися  основной и старшей школы будет способствовать развитию их цифровой и общей компетентности, логико-математического стиля мышления, формированию различных видов учебной мыслепознавательной  деятельности учащихся. Это внесет, в конечном итоге, существенный вклад в формирование общей культуры широкого круга учащихся.

7. Цель

Цель проекта – формирование содержания, методики и реализации в уникальном формате развиваемого занимательно-образовательного открытого Интернет-портала, направленного на развитие и проверку знаний и навыков, относящихся к информационной, ИКТ и логико-математической компетенции учащихся различных возрастных категорий.

8.      Задачи – этапы – способы решения

·    Выявление роли и места клуба учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ, математике, логике и других дисциплин.

·    Разработка на этой основе методики продуктивного использования информационных ресурсов клуба МУРСИК в штатном процессе обучения и во внеучебной дистанционной работе с учащимися.

·    Повысить интерес к изучению математики и информатики, стимулировать учащихся к самостоятельному творчеству в составлении интеллектуальных задач, тематических ребусов и числовых задач путем интеграции в едином формате виртуального клуба МУРСиК форматов популярных телевизионных проектов таких, как «Что? Где? Когда?», «Блеф клуб», «Брейн ринг» и др.

·    Произвести отбор занимательного учебного материала и создать систему комплексных инновационных, интеллектуальных заданий и сезонную форму проведения виртуальных викторин и конкурсов, электронных и штатных конференций авторов компьютерных проектов,  способствующих развитию общеучебных умений, включая ИКТ умения и навыки, специальных и эвристических навыков решения подобного класса логико-математических задач и повышению общей культуры широкого круга учащихся.

·    Произвести педагогический начальный эксперимент, подтверждающий целесообразность применения разработанных информационных ресурсов виртуального клуба МУРСИК и методики их использования в образовательном процессе, и обобщить его результаты.

·    Оформление методического паспорта и отчета о проделанной работе.

 10. Форма организации детей:   Индивидуальная и групповая работа в классах, внешкольная деятельность.

  1. Ведущая деятельность: Поисковая. Исследовательская. Другое
  1. Сфера применения результатов: Другое (развитие мыслительных способностей и интеллекта учащихся)
  1. Используемые технологии: Мультимедиа. Интернет. Офисные технологии. Другогое
  1. Форма продуктов проектной деятельности: Web-сайт. Мультимедийная презентация. Стендовый доклад, буклет. Групповой отчет проектантов
  1. Способ объединения результатов на презентации: Конференция. Конкурс. Мероприятие. Другое

 16. Виды презентации: Демонстрация на компьютере. Публикация в Интернет. Издательский. Другое

17. Класс или возраст детей:  7, 8, 9, 10, 11 классы

18. Число участников: 4 разработчика - школьника (три 11 кл., один — 9 кл.)

19. Предметная область: Информатика и ИКТ (основная), математика (сопутствующая)

20. Состав участников: Межшкольный

21. Характер координации: Явный

22. Темы учебно-тематического плана предмета

·    Информатизация общества. История развития ВТ и ИТ

·    Компьютер и программное обеспечение

·    Информация. Кодирование информации. Математические основы компьютера.

·    Основы логики и логические основы компьютера

·    Основы алгоритмизации

·    Информационные и коммуникационные технологии

·    Компьютерные презентации

·    Технология обработки числовых данных

·    Основы языка гипертекстовой разметки документов

23. Время работы:  Среднесрочный (7 месяцев – сентябрь 2006 г./март 2007 г.)

24. Цели обучения, развития, воспитания

·    Формирование навыков поисковой  и исследовательской работы

·    Развитие знаний и навыков, относящихся к цифровой, ИКТ и математической компетенции

·    Развитие цифровой грамотности, коммуникативности и ИКТ-компетенции учащихся

25. Стартовый уровень обученности и сформированности  ЗУН и специфических  умений

·    Базовые навыки обращения с персональным компьютером

·    Умение работать в сети Интернет, осуществлять простой поиск информации

·    Знание некоторых способов решения ряда простых логических и математических задач,  задач по информатике и начальной общей компетенции в информатике, в том числе с использованием офисных приложений

26. Приращение в ЗУН и специфических умений

·    Формирование навыков проектно-исследовательской работы

·    Умение решать, составлять и оформлять в электронном виде логические задачи различной сложности, ребусы, филворды, венгерские кроссворды, анаграммы, омонимы, текстограммы.

·    Получение углубленных знаний в области создания Web-сайтов с использованием штатных инструментальных средств

·    Дополнительные знания и навыки с элементами профессиональной работы в основных офисных приложениях (обработка текстов, табличных данных, подготовка презентаций) и в Интернет для решения заданий, презентации и публикации результатов работы в печати и в Интернет.

27. Режим работы (организационная форма): Урочный и внешкольный (в очной и дистанционной форме).28. Техническое оснащение

·    Компьютерные классы с выходом в Интернет

·    Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS  Front Page, MS Publisher), Macromedia Flash, Macromedia Dreamweaver, Jasc Paint Shop Pro, Adobe Photoshop)

29. Учебно-методическое оснащение

·    Малиновский Б.Н. – История вычислительной техники в лицах. – К.: фирма «КИТ», ПТОО «А.С.К.», 1995. – 384 с.

·    Мячев А.А. (в соавторстве) – Энциклопедия персонального компьютера. Компакт-диск. – М.: Кирилл и Мефодий, 1998.

·    Угринович Н. Д. – Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – 512 с.

·    Златопольский Д.М. – Интеллектуальные игры в информатике. –  СПБ.: БХВ-Петербург, 2004.

·    Знатопольский Д.М. – Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

30. Информационное оснащение

Печатные источники и ресурсы Интернет по тематике проекта:

·    Web-сайт «Вербальная энциклопедия информатики» www.encverit.narod.ru

·    Web-сайт «Энциклопедия персонального компьютера» www.muk21-konkovo.narod.ru

·    Web-сайт «Портал необычных развлечений» www.log-in.ru

·    Web-сайт «Энциклопедия криптозадач» www.mukrebus.narod.ru

·    Web-сайт «Клубные анекдоты» www.mypcuk.narod.ru

·    Разделы игровых сайтов и журналов, содержащих анекдоты по компьютерам

 31. Кадровое оснащение

·    Библиотекарь МУК-21 «Коньково» - Корнеева Л.Ф.

·    Системный администратор МУК-21 «Коньково» - Паперно Л.М.

·    Учителя информатики — Приградов М.Е., Огородников Е.В.,  Цехоня С.И.

32. Комментарий

Данная работа принимала участие:

·    в конкурсе в районном туре Конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва - 2007»;

·    в районном туре Конкурса ученических компьютерных проектов, где заняла I место в номинации "Образовательные проекты", как лучший инновационный занимательно-образовательный портал по информатике и ИКТ;

·    в окружном туре Конкурса ученических компьютерных проектов в  номинации "Образовательные проекты";

·   в XIV Городском конкурсе ученических компьютерных проектов МИОО (высокий индекс посещения).

Решением Экспертного совета сетевой Городской Экспериментальной Площадки (ГЭП) МУК-21 «Коньково» по внедрению информационных продуктов конкурса компьютерных ученических работ  в Школьное Информационное Пространство (ШИП) от 02.02.2007 проект рекомендован для представления на городских конкурсах различного уровня в качестве значимой для ШИП городского уровня научно-исследовательской компьютерной работы школьников - участников ГЭП ШИП МУК-21 «Коньково».

Описание проекта
В ходе совместной работы учеников и руководителей над проектом создан информационный занимательно-образовательный Интернет-портал.
Выполнены теоретические разработки на основе деятельностного подхода в обучении:

·
   
Определены требования построения в едином формате сайта виртуального клуба МУРСиК на базе системы комплексных интеллектуальных задач разного уровня сложности, рассчитанные на современный доступный для понимания учащимся язык и использование для их решения штатных ИКТ.
·
   
Выявлены способы использования информационных ресурсов клуба, учитывающие интересы учащихся, представление интеллектуальных задач в различной, занимательной форме, составление новых интеллектуальных задач, учитывающих школьные дисциплины, постановка задач от имени литературного героя и на основе современных «крылатых» выражений, использование дидактических виртуальных игр в образовательном процессе.

Практические разработки включают в себя:

Приведены также ссылки на другие информационные ресурсы, опубликованные на других сайтах и порталах, разработанных и разрабатываемых учащимися МУК-21 «Коньково» в рамках экспериментальной работы ГЭП МУК-21 «Коньково».

 Заключение

В различных викторинах, конкурсах, играх и электронных конференциях,  проводившихся на базе образовательного Интернет-портала МУРСИК, приняли в 2006/2007 учебном году участие около 1200 учащихся из школ ЮЗАО (№№ 20, 49, 103, 113, 126, 170, 176, 584, 765, 791, 793, 865, 1101) ЮЗАО г. Москвы. В дистанционной викторине "Что, где, когда", проводившейся с 20 января 2007 г. по 20 февраля 2007 г. приняли участие 158 учащихся из  школ ЮЗАО (школы №№ 20, 49, 103, 113, 126, 170, 765, 791, 865, 1101).
В конкурсе "Суперчайнворд", проводившемся с 27 февраля по 20 марта 2007 года, приняли участие 57 учеников 10-11 классов из 4 школ ЮЗАО (школы №№ 20, 113, 170, 1101) (опубликован в газете "Информатика" - Конкурс №57. Решил только один школьник!).

Портал штатно используется в учебном процессе Опорной школы МУК-21, а также и в других образовательных учреждениях г. Москвы. Проект получил признание широкого круга учащихся, преподавателей и методистов в рамках Московского конкурса ученических проектов (МИОО) 2007 г.

Материалы отдельных разделов-конкурсов портала МУРСИК опубликованы в нескольких номерах газеты «Информатика» (раздел «В мир информатики», №№ 3-6, 2007), а также приняты для публикации в последующих номерах газеты.

Раздел методическая копилка включает в себя ряд среднесрочных компактных проектов, являющихся лауреатами районного Конкурса компьютерных проектов 2007 г. Проекты реализованы в формате компьютерных презентаций и стендовых докладов.

Занимательно-образовательный портал МУРСИК позиционируется в сетевой ГЭП ШИП МУК-21 как периодически актуализируемый и развиваемый учащимися Опорной школы МУК-21 долгосрочный инновационный (открытый для тиражирования результатов) сетевой проект (2006-2009 гг.).

В 2007 году портал МУРСИК пополнился инновационной Викториной "Римская система счисления", а также другими материалами. 

В викторине в декабре 2007 г. приняли участие более 140 школьников ЮЗАО.
  В решении инновационного эстетичного кроссворда "Рождество" в декабре 2007 г. приняли участие более 120 школьников.       Новогодний кроссворд "Елочка"опубликован в газете "Информатика", №24, 2007, с. 42.

Hosted by uCoz