Проектно-исследовательская работа
«Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК»
Автор: Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., почетный работник ОО РФ
Web-сайт: www.mypcuk.narod.ru
E-mail: mypcuk@rambler.ru
Введение
Данный проект «Виртуальный
компьютерный клуб МУРСИК» — клуб РС-любителей
МУК — (далее МУРСИК) имеет особое значение в формировании цифровой
компетентности, логико-математического и общего мышления учащихся современного
информационного общества, главным образом для учащихся 7-11 классов.
Использование развиваемого
занимательно-образовательного портала клуба обеспечивает повышение
общеучебных умений при решении различного вида интеллектуальных игр, развивающих
вербальных задач и числовых ребусов; формирование начальных представлений о
теории, истории и практики создания компьютеров; развитие исследовательских
умений и навыков учащихся. Их перенос в нестандартные математические, логические
и лингвистические ситуации развивает также исследовательские умения при
формировании общего и креативного мышления учащихся.
1. Название проекта
«Виртуальный компьютерный клуб МУРСИК»
2. ФИО разработчиков - руководителей проекта
Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с., почетный работник ОО РФ
Название образовательного учреждения
ГОУ Межшкольный Учебный Комбинат №21 «Коньково» ЮЗАО
3. Год разработки учебного проекта
2006-2007 учебный год
4. Опыт использования
В Опорной школе МУК-21 «Коньково» и ряде школ (№№ 20, 46, 49, 103, 113, 126, 156, 170, 176, 584, 765, 780, 791, 793, 865, 1101, 1110, 1694) – обучаются более 3000 учащихся по информатике и ИКТ.
5. Проблемная ситуация
В век информационных технологий все большее значение приобретает владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для ориентирования в области информатики, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет. При этом не существует действующих занимательно-образовательных Интернет-порталов, объединяющих в себе интеллектуальные инновационные задания по логике, математике и информатике, которые могут использоваться для регулярного обучения (в том числе в очной и дистанционной форме) учащихся 7-11 классов, а также организации ряда сопутствующих ДРИМ конкурсов и викторин.
6. Проблема проекта
Создание инновационного функционально продуктивного портала и целенаправленное и системное использование в занимательной форме его информационных ресурсов в процессе штатного обучения и во внешкольной работе с учащимися основной и старшей школы будет способствовать развитию их цифровой и общей компетентности, логико-математического стиля мышления, формированию различных видов учебной мыслепознавательной деятельности учащихся. Это внесет, в конечном итоге, существенный вклад в формирование общей культуры широкого круга учащихся.
7. Цель
Цель проекта – формирование содержания, методики и реализации в уникальном формате развиваемого занимательно-образовательного открытого Интернет-портала, направленного на развитие и проверку знаний и навыков, относящихся к информационной, ИКТ и логико-математической компетенции учащихся различных возрастных категорий.
8. Задачи – этапы – способы решения
· Выявление роли и места клуба учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ, математике, логике и других дисциплин.
· Разработка на этой основе методики продуктивного использования информационных ресурсов клуба МУРСИК в штатном процессе обучения и во внеучебной дистанционной работе с учащимися.
· Повысить интерес к изучению математики и информатики, стимулировать учащихся к самостоятельному творчеству в составлении интеллектуальных задач, тематических ребусов и числовых задач путем интеграции в едином формате виртуального клуба МУРСиК форматов популярных телевизионных проектов таких, как «Что? Где? Когда?», «Блеф клуб», «Брейн ринг» и др.
· Произвести отбор занимательного учебного материала и создать систему комплексных инновационных, интеллектуальных заданий и сезонную форму проведения виртуальных викторин и конкурсов, электронных и штатных конференций авторов компьютерных проектов, способствующих развитию общеучебных умений, включая ИКТ умения и навыки, специальных и эвристических навыков решения подобного класса логико-математических задач и повышению общей культуры широкого круга учащихся.
· Произвести педагогический начальный эксперимент, подтверждающий целесообразность применения разработанных информационных ресурсов виртуального клуба МУРСИК и методики их использования в образовательном процессе, и обобщить его результаты.
· Оформление методического паспорта и отчета о проделанной работе.
10. Форма организации детей: Индивидуальная и групповая работа в классах, внешкольная деятельность.
16. Виды презентации: Демонстрация на компьютере. Публикация в Интернет. Издательский. Другое
17. Класс или возраст детей: 7, 8, 9, 10, 11 классы
18. Число участников: 4 разработчика - школьника (три 11 кл., один — 9 кл.)
19. Предметная область: Информатика и ИКТ (основная), математика (сопутствующая)
21. Характер координации: Явный
22. Темы учебно-тематического плана предмета
· Информатизация общества. История развития ВТ и ИТ
· Компьютер и программное обеспечение
· Информация. Кодирование информации. Математические основы компьютера.
· Основы логики и логические основы компьютера
· Основы алгоритмизации
· Информационные и коммуникационные технологии
· Компьютерные презентации
· Технология обработки числовых данных
· Основы языка гипертекстовой разметки документов
23. Время работы: Среднесрочный (7 месяцев – сентябрь 2006 г./март 2007 г.)
24. Цели обучения, развития, воспитания
· Формирование навыков поисковой и исследовательской работы
· Развитие знаний и навыков, относящихся к цифровой, ИКТ и математической компетенции
· Развитие цифровой грамотности, коммуникативности и ИКТ-компетенции учащихся
25. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
· Базовые навыки обращения с персональным компьютером
· Умение работать в сети Интернет, осуществлять простой поиск информации
· Знание некоторых способов решения ряда простых логических и математических задач, задач по информатике и начальной общей компетенции в информатике, в том числе с использованием офисных приложений
26. Приращение в ЗУН и специфических умений
· Формирование навыков проектно-исследовательской работы
· Умение решать, составлять и оформлять в электронном виде логические задачи различной сложности, ребусы, филворды, венгерские кроссворды, анаграммы, омонимы, текстограммы.
· Получение углубленных знаний в области создания Web-сайтов с использованием штатных инструментальных средств
· Дополнительные знания и навыки с элементами профессиональной работы в основных офисных приложениях (обработка текстов, табличных данных, подготовка презентаций) и в Интернет для решения заданий, презентации и публикации результатов работы в печати и в Интернет.
27. Режим работы (организационная форма): Урочный и внешкольный (в очной и дистанционной форме).28. Техническое оснащение
· Компьютерные классы с выходом в Интернет
· Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Front Page, MS Publisher), Macromedia Flash, Macromedia Dreamweaver, Jasc Paint Shop Pro, Adobe Photoshop)
29. Учебно-методическое оснащение
· Малиновский Б.Н. – История вычислительной техники в лицах. – К.: фирма «КИТ», ПТОО «А.С.К.», 1995. – 384 с.
· Мячев А.А. (в соавторстве) – Энциклопедия персонального компьютера. Компакт-диск. – М.: Кирилл и Мефодий, 1998.
· Угринович Н. Д. – Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – 512 с.
· Златопольский Д.М. – Интеллектуальные игры в информатике. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2004.
· Знатопольский Д.М. – Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
30. Информационное оснащение
Печатные источники и ресурсы Интернет по тематике проекта:
· Web-сайт «Вербальная энциклопедия информатики» www.encverit.narod.ru
· Web-сайт «Энциклопедия персонального компьютера» www.muk21-konkovo.narod.ru
· Web-сайт «Портал необычных развлечений» www.log-in.ru
· Web-сайт «Энциклопедия криптозадач» www.mukrebus.narod.ru
· Web-сайт «Клубные анекдоты» www.mypcuk.narod.ru
· Разделы игровых сайтов и журналов, содержащих анекдоты по компьютерам
31. Кадровое оснащение
· Библиотекарь МУК-21 «Коньково» - Корнеева Л.Ф.
· Системный администратор МУК-21 «Коньково» - Паперно Л.М.
· Учителя информатики — Приградов М.Е., Огородников Е.В., Цехоня С.И.
32. Комментарий
Данная работа принимала участие:
· в конкурсе в районном туре Конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва - 2007»;
· в районном туре Конкурса ученических компьютерных проектов, где заняла I место в номинации "Образовательные проекты", как лучший инновационный занимательно-образовательный портал по информатике и ИКТ;
· в окружном туре Конкурса ученических компьютерных проектов в номинации "Образовательные проекты";
· в XIV Городском конкурсе ученических компьютерных проектов МИОО (высокий индекс посещения).
Решением Экспертного совета сетевой Городской Экспериментальной Площадки (ГЭП) МУК-21 «Коньково» по внедрению информационных продуктов конкурса компьютерных ученических работ в Школьное Информационное Пространство (ШИП) от 02.02.2007 проект рекомендован для представления на городских конкурсах различного уровня в качестве значимой для ШИП городского уровня научно-исследовательской компьютерной работы школьников - участников ГЭП ШИП МУК-21 «Коньково».
Описание проекта
В ходе совместной работы учеников и
руководителей над проектом создан информационный занимательно-образовательный
Интернет-портал.
Выполнены теоретические разработки на основе
деятельностного подхода в обучении:
·
Определены требования построения в едином
формате сайта виртуального клуба МУРСиК на базе системы комплексных
интеллектуальных задач разного уровня сложности, рассчитанные на современный
доступный для понимания учащимся язык и использование для их решения штатных
ИКТ.
·
Выявлены способы использования
информационных ресурсов клуба, учитывающие интересы учащихся, представление
интеллектуальных задач в различной, занимательной форме, составление новых
интеллектуальных задач, учитывающих школьные дисциплины, постановка задач от
имени литературного героя и на основе современных «крылатых» выражений,
использование дидактических виртуальных игр в образовательном процессе.
Практические разработки включают в себя:
Приведены также ссылки на другие информационные ресурсы, опубликованные на других сайтах и порталах, разработанных и разрабатываемых учащимися МУК-21 «Коньково» в рамках экспериментальной работы ГЭП МУК-21 «Коньково».
В различных викторинах, конкурсах, играх и электронных
конференциях, проводившихся на базе образовательного Интернет-портала МУРСИК,
приняли в 2006/2007 учебном году участие около 1200 учащихся из школ ЮЗАО (№№
20, 49, 103, 113, 126, 170, 176, 584, 765, 791, 793, 865, 1101) ЮЗАО г. Москвы.
В дистанционной викторине "Что, где, когда",
проводившейся с 20 января 2007 г. по 20 февраля 2007 г. приняли участие 158
учащихся из школ ЮЗАО (школы №№ 20, 49, 103, 113, 126, 170, 765, 791, 865,
1101).
В конкурсе "Суперчайнворд", проводившемся с
27 февраля по 20 марта 2007 года, приняли участие 57 учеников 10-11 классов из 4
школ ЮЗАО (школы №№ 20, 113, 170, 1101) (опубликован в газете "Информатика" -
Конкурс №57. Решил только один школьник!).
Портал штатно используется в учебном процессе Опорной школы МУК-21, а также и в других образовательных учреждениях г. Москвы. Проект получил признание широкого круга учащихся, преподавателей и методистов в рамках Московского конкурса ученических проектов (МИОО) 2007 г.
Материалы отдельных разделов-конкурсов портала МУРСИК опубликованы в нескольких номерах газеты «Информатика» (раздел «В мир информатики», №№ 3-6, 2007), а также приняты для публикации в последующих номерах газеты.
Раздел методическая копилка включает в себя ряд среднесрочных компактных проектов, являющихся лауреатами районного Конкурса компьютерных проектов 2007 г. Проекты реализованы в формате компьютерных презентаций и стендовых докладов.
Занимательно-образовательный портал МУРСИК позиционируется в сетевой ГЭП ШИП МУК-21 как периодически актуализируемый и развиваемый учащимися Опорной школы МУК-21 долгосрочный инновационный (открытый для тиражирования результатов) сетевой проект (2006-2009 гг.).
В 2007 году портал МУРСИК пополнился инновационной Викториной "Римская система счисления", а также другими материалами.
В викторине в декабре 2007 г. приняли участие более 140
школьников ЮЗАО.
В решении инновационного эстетичного кроссворда "Рождество" в декабре
2007 г. приняли участие более 120 школьников. Новогодний кроссворд "Елочка"опубликован в газете "Информатика", №24, 2007, с.
42.