Виртуальный компьютерный клуб МУРСиК

 Аннотация

 Актуальность

Создание и использование  виртуального компьютерного клуба МУРСиК (РС-любителей МУК) в образовательном процессе и во внешкольной работе с учащимися Опорной школы МУК-21, в котором ежегодно обучается более 3000 школьников различного возраста (по профилю информационные технологии) и других образовательных учреждений ЮЗАО безусловно актуально.  Клуб имеет особое значение в формировании цифровой компетентности, логико-математического и общего мышления учащихся современного информационного общества.

Создание и актуализация ресурсов виртуального клуба  МУРСиК реально востребованы для учащихся начальной и основной школы, которые в настоящее время не обладают требуемыми уровнем и навыками логико-математического и общего мышления,  а также цифровой грамотностью и ИКТ компетентностью. Использование  сайта клуба обеспечивает повышение общеучебных умений при решении различного вида интеллектуальных игр, развивающих вербальных задач и числовых ребусов; формирования начальных представлений о теории вероятности и математической статистики; развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Их перенос в нестандартные математические и логические ситуации развивает также исследовательские умения при формировании общего мышления учащихся.

Гипотеза

Целенаправленное и системное использование в занимательной форме информационных ресурсов клуба МУРСиК в процессе штатного обучения и во внешкольной работе с учащимися  начальной и основной школы будет способствовать развитию их цифровой и общей компетентности, логико-математического стиля мышления, формированию различных видов учебно-познавательной  деятельности учащихся. Это внесет, в конечном итоге, существенный вклад в формирование общей культуры широкого круга учащихся, и явится залогом успеха в учебе и в жизни.

Цель работы

1.     Выявление роли и места виртуального компьютерного клуба учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ, математике, логике и других дисциплин.
    2.      Разработка на этой основе методики продуктивного использования информационных ресурсов клуба в штатном процессе обучения и во внеучебной дистанционной работе с учащимися.
    3.      Повысить интерес к изучению математики и информатики, стимулировать учащихся к самостоятельному творчеству в составлении интеллектуальных задач, тематических ребусов и числовых задач путем интеграции в едином формате виртуального клуба МУРСиК форматов популярных телевизионных проектов таких, как «Что? Где? Когда?», «Блеф клуб», «Брейн ринг» и др.
    4.      Произвести отбор занимательного учебного материала [1-6] и создать систему комплексных инновационных, интеллектуальных заданий и сезонную форму проведения виртуальных викторин и заседаний, способствующих развитию общеучебных умений, включая ИКТ умения и навыки, специальных и эвристических навыков решения подобного класса логико-математических задач и повышению общей культуры широкого круга учащихся. Разработать поэтапный план реализации долгосрочного масштабного проекта проекта и рациональной дифференциации содержания сайта, учитывающего интересы учащихся различных параллелей и форму и содержания уникального издания [2], являющегося фактически энциклопедией интеллектуальных игр в информатике.
    5.      Произвести педагогический начальный эксперимент, подтверждающий целесообразность применения разработанных информационных ресурсов виртуального клуба и методики их использования в образовательном процессе, и обобщить его результаты.

Методы

Теоретические: общенаучные – сравнительно-сопоставительный анализ, сравнение и обобщение, классификация интеллектуальных игр, вербальных ребусов и числовых задач в виртуальном формате; частно-научные методы анализа структуры и содержания виртуального клуба и их использование в  учебном  процессе, содержания и целей цифрового и логико-математического образования с позиций рассматриваемой проблемы на базе средств ИКТ.
Эмпирические
: анкетирование и тестирование учащихся, эвристическое собеседование, наблюдение, изучение и обобщение результатов педагогического эксперимента и опыта, количественные и качественные методы обработки результатов  средствами ИКТ.

Результаты

Теоретические разработки на основе деятельностного подхода в обучении:
    1.      Определены требования построения
в едином формате сайта виртуального клуба МУРСиК на базе системы комплексных интеллектуальных задач разного уровня сложности, рассчитанные на современный доступный для понимания учащимся язык и использование для их решения штатных ИКТ.
    2.      Выявлены способы использования информационных ресурсов клуба, учитывающие интересы учащихся, представление интеллектуальных задач в различной, занимательной форме, составление новых интеллектуальных задач, учитывающих школьные дисциплины, постановка задач от имени литературного героя и на основе современных «крылатых» выражений, использование дидактических виртуальных игр в образовательном процессе.

Практические разработки
    1.      Разработан формат сайта виртуального клуба и методики проведения в нем целенаправленной работы по развитию цифрового и логико-математического мышления учащихся в процессе решения разработанного класса занимательных задач.
    2.      Методические рекомендации и ресурсы по обучению учащихся решению, включая и эвристические способы, интеллектуальных задач различных классов.
    3.      Наполнение проблемно-ориентированного раздела сайта «Развивающая вариативная математика и информатика» заданиями для учащихся 5-7 классов.
    4.      Реализация части материалов сайта клуба в локальной и дистанционной формах (на сайте ДРИМ), включая систему комплексных викторин. В них могут одновременно принимать участие  обладающие требуемыми умениями и навыками школьники различных классов, подключаясь к сезонным викторинам в течение всего учебного года, Создание сценария школьного вечера  клуба МУК-21 «МУРСиК» «Очевидное – невероятное» в рамках научно-практической  конференции учащихся МУК-21 «Проблемы, гипотезы, проекты» в целях привития интереса к математике и информатике, в том числе к отечественной информатике и ее ветеранам;
    5.      Разработка формата дидактической игры «Инфоматематик МУК-21» в дистанционной форме с целью проверки практических умений и навыков, знания вопросов теоретического характера, а также цифровой грамотности и ИКТ компетентности школьников различных параллелей.
    6.       Сайт для реализации сезонных викторин, накопления тематических ресурсов и представления виртуальной библиотеки ресурсов и школьных проектов МУК-21, а также форума для проведения онлайновых конкурсов по развитию различных форм мышления учащихся.

 Апробация. Базой апробации ресурсов виртуального клуба являются учащиеся 5, 7-8, 9-11 классов МУК-21, школы № 187 и других школ         ЮЗАО.
    1.      Участие в проведении массовых сезонных дистанционных викторин: История ВТ и ИТ в персоналиях — Осень 2006, Математической экспресс - Осень-зима 2006, Числовые ребусы ЧР1- Осень 2006; Числовые ребусы ЧР2 – Зима 2006; Очевидное — невероятное – Зима 2006; Задачи шутки – Зима 2006.
    2.      Участие в практической (декабрь 2006 г .) и в электронной конференции учащихся «Компьютерные образовательные проекты МУК-21 на  Ярмарке идей на Юго-Западе» (МУК-21, сайт ДРИМ, январь 2007).

 Источники информации

  1. Компьютерный клуб МУРСиК учащихся МУК-21. — М.: Труды МУК-21. 2001.
  2. Энциклопедия криптозадач / Под ред. А.А.Мячева,  Сайт, МУК-21, 2003.
  3. Интеллектуальные игры в информатике / Д.М. Златопольский, - СПБ.: БХВ-Петербург, 2004.
  4. Вербальная энциклопедия информатики / Под ред. А.А.Мячева,  Сайт, МУК-21, 2005.
  5. Дистанционная развивающая информатика и математика. Сайт МУК-21, ДРИМ-ЭК, 2006.

 

 

Hosted by uCoz