|
Виртуальный
компьютерный клуб МУРСиК
Аннотация
|
Создание и использование виртуального компьютерного клуба МУРСиК (РС-любителей МУК) в образовательном процессе и во внешкольной работе с учащимися Опорной школы МУК-21, в котором ежегодно обучается более 3000 школьников различного возраста (по профилю информационные технологии) и других образовательных учреждений ЮЗАО безусловно актуально. Клуб имеет особое значение в формировании цифровой компетентности, логико-математического и общего мышления учащихся современного информационного общества.
Создание и актуализация ресурсов виртуального клуба МУРСиК реально востребованы для учащихся начальной и основной школы, которые в настоящее время не обладают требуемыми уровнем и навыками логико-математического и общего мышления, а также цифровой грамотностью и ИКТ компетентностью. Использование сайта клуба обеспечивает повышение общеучебных умений при решении различного вида интеллектуальных игр, развивающих вербальных задач и числовых ребусов; формирования начальных представлений о теории вероятности и математической статистики; развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Их перенос в нестандартные математические и логические ситуации развивает также исследовательские умения при формировании общего мышления учащихся.
Целенаправленное и системное использование в занимательной форме информационных ресурсов клуба МУРСиК в процессе штатного обучения и во внешкольной работе с учащимися начальной и основной школы будет способствовать развитию их цифровой и общей компетентности, логико-математического стиля мышления, формированию различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся. Это внесет, в конечном итоге, существенный вклад в формирование общей культуры широкого круга учащихся, и явится залогом успеха в учебе и в жизни.
Цель работы
1.
Выявление роли и места виртуального
компьютерного клуба учащихся в процессе
обучения информатике и ИКТ, математике,
логике и других дисциплин.
2.
Разработка на этой основе методики
продуктивного использования
информационных ресурсов клуба в штатном
процессе обучения и во внеучебной
дистанционной работе с учащимися.
3.
Повысить интерес к изучению математики
и информатики, стимулировать учащихся к
самостоятельному творчеству в составлении
интеллектуальных задач, тематических
ребусов и числовых задач путем интеграции в
едином формате виртуального клуба МУРСиК
форматов популярных телевизионных
проектов таких, как «Что? Где? Когда?», «Блеф
клуб», «Брейн ринг» и др.
4.
Произвести отбор занимательного
учебного материала [1-6] и создать систему
комплексных инновационных,
интеллектуальных заданий и сезонную форму
проведения виртуальных викторин и
заседаний, способствующих развитию
общеучебных умений, включая ИКТ умения и
навыки, специальных и эвристических
навыков решения подобного класса логико-математических
задач и повышению общей культуры широкого
круга учащихся. Разработать поэтапный план
реализации долгосрочного масштабного
проекта проекта и рациональной
дифференциации содержания сайта,
учитывающего интересы учащихся различных
параллелей и форму и содержания
уникального издания [2], являющегося
фактически энциклопедией интеллектуальных
игр в информатике.
5.
Произвести педагогический начальный
эксперимент, подтверждающий
целесообразность применения разработанных
информационных ресурсов виртуального
клуба и методики их использования в
образовательном процессе, и обобщить его
результаты.
Теоретические: общенаучные
– сравнительно-сопоставительный анализ,
сравнение и обобщение, классификация
интеллектуальных игр, вербальных ребусов и
числовых задач в виртуальном формате; частно-научные
методы анализа структуры и
содержания виртуального клуба и их
использование в учебном
процессе, содержания и целей цифрового
и логико-математического образования с
позиций рассматриваемой проблемы на базе
средств ИКТ.
Эмпирические: анкетирование и
тестирование учащихся, эвристическое
собеседование, наблюдение, изучение и
обобщение результатов педагогического
эксперимента и опыта, количественные и
качественные методы обработки результатов
средствами ИКТ.
Результаты
Теоретические разработки
на основе деятельностного подхода в
обучении:
1.
Определены требования построения в
едином формате сайта виртуального клуба
МУРСиК на базе системы комплексных
интеллектуальных задач разного уровня
сложности, рассчитанные на современный
доступный для понимания учащимся язык и
использование для их решения штатных ИКТ.
2.
Выявлены способы использования
информационных ресурсов клуба, учитывающие
интересы учащихся, представление
интеллектуальных задач в различной,
занимательной форме, составление новых
интеллектуальных задач, учитывающих
школьные дисциплины, постановка задач от
имени литературного героя и на основе
современных «крылатых» выражений,
использование дидактических виртуальных
игр в образовательном процессе.
Практические
разработки
1.
Разработан формат сайта виртуального
клуба и методики проведения в нем
целенаправленной работы по развитию
цифрового и логико-математического
мышления учащихся в процессе решения
разработанного класса занимательных задач.
2.
Методические рекомендации и ресурсы по
обучению учащихся решению, включая и
эвристические способы, интеллектуальных
задач различных классов.
3.
Наполнение проблемно-ориентированного
раздела сайта «Развивающая вариативная
математика и информатика» заданиями для
учащихся 5-7 классов.
4.
Реализация части материалов сайта
клуба в локальной и дистанционной формах (на
сайте ДРИМ), включая систему комплексных
викторин. В них могут одновременно
принимать участие обладающие
требуемыми умениями и навыками школьники
различных классов, подключаясь к сезонным
викторинам в течение всего учебного года,
Создание сценария школьного вечера
клуба МУК-21 «МУРСиК» «Очевидное –
невероятное» в рамках научно-практической
конференции учащихся МУК-21 «Проблемы,
гипотезы, проекты» в целях привития
интереса к математике и информатике, в том
числе к отечественной информатике и ее
ветеранам;
5.
Разработка формата дидактической игры
«Инфоматематик МУК-21» в дистанционной
форме с целью проверки практических умений
и навыков, знания вопросов теоретического
характера, а также цифровой грамотности и
ИКТ компетентности школьников различных
параллелей.
6.
Сайт для
реализации сезонных викторин, накопления
тематических ресурсов и представления
виртуальной библиотеки ресурсов и школьных
проектов МУК-21, а также форума для
проведения онлайновых конкурсов по
развитию различных форм мышления учащихся.
Апробация.
Базой апробации ресурсов виртуального
клуба являются учащиеся 5, 7-8, 9-11 классов МУК-21,
школы № 187 и других школ
ЮЗАО.
1.
Участие в проведении массовых сезонных
дистанционных викторин: История ВТ и ИТ в
персоналиях — Осень 2006, Математической
экспресс - Осень-зима 2006, Числовые ребусы ЧР1-
Осень 2006; Числовые ребусы ЧР2 – Зима 2006;
Очевидное — невероятное – Зима 2006; Задачи
шутки – Зима 2006.
2.
Участие в практической (декабрь
Источники информации